АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Введение. Статья представляет собой исследование института демократии на современном историческом этапе под воздействием идеологии неолиберализма и глобализма, которую проводят правительства стран Европейского Союза, а также с учетом влияния миграционного и цивилизационного факторов. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы познания политических и социальных явлений и процессов, такие как метод системно-структурного анализа, синтеза социально-правовых явлений, сравнительно-правовой метод и другие. Целью статьи является анализ перспектив развития демократических институций в будущем в контексте экономических, политических, демографических и конфессиональных трансформаций. Результаты исследования. В результате проведенного исследования авторами были сделаны выводы о том, что в свете последних политических и демографических трансформаций европейская демократия, ранее считавшаяся универсальным средством от всех политических невзгод, оказалась неспособной противостоять миграционному нашествию и связанным с ним дестабилизирующим социальным явлениям. Наряду с этим, политические режимы, существующие в странах Африки, Азии, Латинской Америки, а также на постсоветском пространстве лишь отчасти можно определить как демократические на основании критериев, таких как разделение властей, верховенство закона, права и свободы граждан, честные выборы, сменяемость власти и т.д. Что касается исламской цивилизации, то, несмотря на формальные признаки демократических институтов в некоторых исламских государствах, говорить о подлинно демократической форме правления преждевременно. Обсуждение и заключения. Обосновывается необходимость пересмотра основных критериев института демократии с учетом политических, экономических, социальных и демографических трансформациий последнего времени, а также важность цивилизационного и конфессионального факторов в ходе демократических процессов в странах Европы, Азии, Африки и Америки.
Введение. В статье исследуется демократия как индикатор «качества» культуры мира, концептуальные основы которой определены в документах ООН и ЮНЕСКО. Раскрывается внутренняя органичность, взаимозависимость и взаимообусловленность культуры мира и демократии. Рассмотрение мира, развития и демократии не в автономном плане, а в качестве составных частей единого целого обеспечивает целостный подход к концепции «культуры мира». Культура демократии – один из важнейших факторов строительства культуры мира. Конец ХХ в. Многие политики и аналитики по праву назвали «временем демократий», так как демократия, вовлекая в свою орбиту все большее число государств, выступает ныне в качестве процесса мирового масштаба. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания политических и социальных явлений и процессов: метод системно-структурного анализа, метод синтеза социально-правовых явлений, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, статистический метод. Результаты исследования. В становлении культуры мира исключительно важна роль государства, которое несет главную ответственность за обеспечение уважения и защиты прав человека и основных свобод, за утверждение демократических принципов и достижение гармонии в отношениях между обществом, человеком и окружающей средой, за утверждение созидательного сотрудничества между всеми партнерами гражданского общества. Демократизация представляет собой сложный и хрупкий, нередко в высшей степени малоуправляемый процесс, в котором чередуются демократический романтизм и угрюмая жесткая лжедемократия, поступательное продвижение и обескураживающее отступление, острые противоречия между политическими и социально-экономическими правами, между свободой и справедливостью. Не всегда эффективной является и прямая демократия в форме референдумов, так как в обществах с неустоявшимися демократическими традициями, неотлаженными демократическими механизмами, конфронтацией между законодательной и исполнительной властью и слабой политической культурой граждан постоянно проявляется рецидив антидемократии, который может исходить и от действующих органов власти, и от руководства политических партий, и от средств массовой информации, какими бы самостоятельными и объективными они себя не считали.
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Введение. Грядущий столетний юбилей Октябрьской революции заметно всколыхнул академическую среду и дал импульс к переосмыслению старых и постановке новых проблем, связанных с революционным прошлым. Изучение вопросов соотношения принципов революционной законности и революционной целесообразности в контексте становления советской правовой системы и реализации права имеет давнюю традицию в отечественной историографии. Однако в фокусе этих исследований обычно находятся либо проблема их теоретического осмысления, либо использование указанных правовых конструкций в репрессивной политике советского государства. Актуализация восприятия этих принципов общественным сознанием в настоящее время только начата. Материалы и методы. С позиций когнитивного и историко-антропологического подходов автор анализирует факторы смены парадигмы правопонимания в ходе революционных событий первых десятилетий XX века. На основании широкого круга источников, разнообразных по своему происхождению и направленности, устанавливается вектор развития нового правопонимания и выявляются детерминированные этим процессом дефекты правосознания. Результаты исследования. Применение системного метода в исследовании основных характеристик трансформирующегося правопонимания позволило автору сделать вывод о том, что содержание и структура правопонимания и правосознания значительной части «рядовых людей» в первые годы советской власти были диаметрально противоположны той новой правовой идеологии, которая транслировалась «сверху», а смена базовой константы «права» на «насилие» происходила достаточно медленно и носила лишь временный характер. Обсуждение и заключение. Обосновано, что в условиях гражданской войны В.И. Лениным была сформирована новая концепция – концепция пролетарского (советского) права и революционной законности, в рамках которой юридическое содержание права подменялось идеологическим. Исходя из классовой природы права, оно рассматривалось как средство подавления меньшинства «трудящимся большинством». При этом в случае реальной угрозы революции предусматривалась возможность временного отказа от законности и замены ее, так называемой «революционной целесообразностью». Реализация этой концепции на практике привела к упразднению многих правовых институтов и существенному ограничению прав граждан во всех сферах жизни. Уход от традиционного правопонимания к новой его конструкции, основанной на классовом подходе, противопоставление законности и целесообразности, оправдание насилия интересами революции – все это привело к существенной деформации правосознания. В свою очередь, революционная практика «красного террора» медленно, но верно формировала его новый тип.
ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Введение. В данной статье представлен анализ энергетической политики, ее правовой основы, в частности Договора к Энергетической хартии 1994 г. Автор подробно раскрыл финансирование и возможные риски при вложении средств в данную отрасль, отметил вышедшие из него иные многосторонние соглашения, такие как ГАТТ/ВТО, «Римский Договор», Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли, МЕРКОСУР и т.п. В статье поднимается вопрос важности подписания международных многосторонних договоров и рассматриваются способы их принятия. В статье также указывается возможность перехода к возобновляемым источникам энергии. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере международного торгового права: метод системно-структурного анализа; метод синтеза социально-правовых явлений; сравнительно-правовой метод; формально-логический метод; статистический метод. Результаты исследования. В результате проведенного анализа было выявлено, что для многостороннего энергетического сотрудничества необходимо опираться на соответствующее межгосударственное соглашение, которое должно быть основано на взаимных политических взглядах. Также в статье отмечается, что условием неизбежного перехода от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии должна быть гарантия того, что негативные социальные и экономические последствия такого перехода будут сведены к минимуму. Поднимается вопрос о том, что региональная интеграция на основе норм и правил Всемирной торговой организации, усиление роли региональных резервных валют являются факторами укрепления конкурентоспособности, безопасности и финансово-экономической стабильности. Обсуждение и заключение. Обосновано, что для подписания многостороннего, а тем более юридически-обязательного международного соглашения требуются определенные политические предпосылки, открытое «окно возможностей»; проанализирована необходимость к эффективной энергетике; указана важность предусмотрения энергетического права как отдельной отрасли права и законодательства; обосновывается важность энергетической политики как источника стабильности суверенитета и целостности государства, поддержания и развития сфер социального и экономического обеспечения и благополучия населения.
Введение. В статье исследована проблема совершенствования административного права в условиях политических и социальных изменений российского государства. Материалы и методы. В статье проведен анализ развития российского административного права в контексте политических, экономических и социальных изменений и влияния этих изменений на предмет регулирования административного права, что позволило получить следующие результаты. Результаты исследования. Российское административное право реформируется с учетом вызовов сегодняшнего дня, а также под влиянием зарубежного опыта правового регулирования. Однако модернизация административного права должна происходить на основе и с учетом той базы, которая была сформирована в предыдущие периоды. Изменение круга регулируемых административным правом общественных отношений должно быть оправданным и обоснованным. Акцент на развитие процессуального административного права не исключает дальнейшего совершенствования его материальной части, например, института административной ответственности. Изменениям в законодательстве должна предшествовать выработка концепции «нового» административного права России. Обсуждение и заключения. Под влиянием политических, экономических и социальных изменений происходят изменения в структуре и содержании правовых отраслей. Административное право как отрасль права и законодательства, как область научных исследований не является исключением. Однако в монографической и учебной литературе не уделяется достаточного внимания тому факту, что на современном этапе развития административное право выполняет не только управленческую, но и регулирующую функции, причем последняя является не только значительной по объему, но весьма важной по назначению. Это, несомненно, должно отразиться на понимании сущности административного права и предмета. При этом любое изменение системы этой правовой отрасли, будь то расширение или сужение, должно быть не только научно, но и практически обоснованным, а также способствовать повышению эффективности правового регулирования. Этой цели должна служить и необходимая частичная модернизация института административной ответственности. Таким образом, актуализация подходов к институтам, составляющим предмет административного права, представляется одной из наиболее важных доктринальных задач на современном этапе.
Введение. Рост миграционных потоков требует от государств применения эффективных способов защиты национального рынка труда. Их использование строится на основе принципа приоритетного трудоустройства собственных граждан страны приема мигрантов. В этой связи государствами применяются различные методы, позволяющие координировать потоки трудовых мигрантов количественно и качественно. В разных странах реализация названного подхода имеет неодинаковое оформление. Это может быть система квотирования, балльная система, запреты, тестирование и иные способы отбора кандидатов на занятие вакантных рабочих мест. Сравнительное исследование методов регулирования миграционных потоков в России, Англии и США позволило выявить их общие черты, основанные на единстве задач, решаемых государствами приема трудящихся-мигрантов, а также их особенности, позволяющие оценить эффективность того или иного способа защиты национального рынка труда. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере международного трудового права: метод системно-структурного анализа; метод синтеза социально-правовых явлений; сравнительно-правовой метод; формально-логический метод; метод сравнительного правоведения. Результаты исследования. Результаты проведенного исследования показали, что применяемые в России, Великобритании и США способы регулирования потоков трудовых мигрантов имеют общие черты, характеризующие названный процесс: их роль заключается в отборе специалистов, обладающих более высокими профессиональными и деловыми качествами. Общность применяемых методов определяется единством задач, которые приходится решать государствам приема мигрантов. Основной задачей в этом ряду выступает защита национального рынка труда. Вместе с тем, применяемые государствами способы защиты рынка труда имеют различное содержание. Тем самым реализация защитных механизмов обретает различные формы (балльная система, квотирование). Проведенный сравнительный анализ показал, что в нашей стране государственное регулирование внешней трудовой миграции не сопряжено с точными прогнозами состояния и потребностей рынка труда. Как представляется, причиной такого положения дел является отсутствие таких критериев отбора иммигрантов как возраст, образование, уровень квалификации и др., которые используются в зарубежных странах. В этой связи Российской Федерации следует учесть положительный опыт Великобритании и США по использованию отдельных механизмов избирательной трудовой миграции. Обсуждение и заключение. Интенсивность миграционных процессов как в России, так и во всем мире, а также мировой миграционный кризис обусловливают необходимость обращения к зарубежному опыту правового регулирования внешней трудовой миграции, так как его использование может быть востребовано и в российских условиях. Представляется, что действенными способами экономически ориентированной миграционной политики нашей страны может стать балльная система отбора иностранных работников, используемая Великобританией, а также механизм привлечения в экономику страны предпринимателей и инвесторов, разработанный в рамках Программы предоставления статуса постоянного жителя инвесторам, действующей в США.
УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Введение. Статья посвящена важному событию итальянской политической жизни – конституционному референдуму, состоявшемуся в декабре 2016 г. Инициатором проведения референдума выступило правительство Маттео Ренци (Демократическая партия). Выдвинутая реформа является наиболее масштабной за всю республиканскую историю страны – не только по количеству вносимых поправок в Конституцию, но и в части качественных изменений (в т.ч. касающихся изменения полномочий Сената). Материалы и методы. В статье представлен теоретический анализ основных положений конституционной реформы М. Ренци, возможных последствий от вносимых изменений, а также причин провала референдума М. Ренци. Результаты исследования. Конституционная реформа Ренци-Боски направлена в первую очередь на изменение (усечение) полномочий Сената, а так-же его численного состава. Важнейшим положением в представленной реформе являлось то, что сенаторы не только «отстранялись» от участия в законотворчестве по текущим политическим вопросам, но и то, что Сенат лишался права вето, а правительство становилось подконтрольно только Палате Депутатов. По своей сути реформа Ренци-Боски увеличивала власть правительства и, в частности, премьер-министра. В сочетании с избирательным законом (“Italicum”), предусматривающим «премию большинства», в стране наметился бы авторитарный сдвиг. Причины провала референдума кроются как в самих положениях представ-ленного проекта реформы Конституции, так и в том, что референдум 2016 г. носил персонифицированный характер и де факто являлся «вотумом доверия» правительству М. Ренци и премьер-министру лично. Обсуждение и заключение. Конституционная реформа Ренци-Боски по сути являлась попыткой «перестройки» Республики и её основ. Переход от Первой Республики ко Второй, начавшийся в начале 1990-х гг. продолжается.
ISSN 2587-5736 (Online)