Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
Том 15, № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

3-10 77
Аннотация

Введение. Процессы глобальной международной интеграции в последнее десятилетие идут стремительными темпами. Экономики государств интернационализируются и объединяются в общий рынок. Активно идет культурный межгосударственный обмен. Возможности получения образования сегодня практически не знают границ. Все это стало возможным благодаря сформированной на предыдущих исторических этапах мощной международно-правовой договорной базе, которая в свою очередь продолжает совершенствоваться. Одним из актуальнейших направлений межгосударственного сотрудничества является сотрудничество в правовой сфере, которое базируется на комплексе универсальных конвенций и двусторонних договорах о правовой помощи. Договоры о правовой помощи вошли в практику межгосударственного общения еще в советский период, когда и были отработаны подходы к их структуре и содержанию, порядку взаимного исполнения. Статья посвящена правовому сотрудничеству между СССР и Югославией, его международно-правовому регулированию и проблемам реализации. Такой взгляд в историю позволил понять процессы правопреемства в международном праве, их влияние на современное состояние правовой помощи между Россией и бывшими югославскими республиками.

Материалы и методы. Методологической основой исследования является диалектический метод познания явлений во взаимосвязи и взаимной обусловленности с использованием совокупности обще- и частнонаучных способов познания окружающей действительности. Исторический метод способствовал восстановлению в хронологической последовательности исследуемых явлений и фактов. Метод актуализации позволил выявить исторические факторы, определившие особенности развития международного сотрудничества в правовой сфере. Метод диахронизации позволил выделить определенные сменяющие друг друга этапы в развитии международного правового сотрудничества СССР и Югославии, их сравнить, выявить закономерности развития.

Результаты исследования. В рамках проведенного исследования автором было установлено, что отношения между СССР и Югославией были сравнительно непродолжительными и носили нестабильный характер. Дипломатические отношения между странами установлены только в 1940 г., после окончания Второй Мировой Войны несколько раз были практически заморожены. Это привело к тому, что Договор о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам был заключен лишь в 1962 г. и действовал вплоть до распада СССР и Югославии. Данный Договор имеет основополагающее значение для правового сотрудничества современных государств, получившихся в результате распада двух Федераций. Россия, Сербия и Хорватия с 1992 г. являются правопреемницами по Договору 1962 г. В течение последующего десятилетия Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Македония также приняли на себя обязательства бывшей Югославии по правовому сотрудничеству с Россией как правопреемницей СССР.

Обсуждения и заключения. Исследована международно-правовая база оказания международной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам между СССР и Югославией. Проанализированы роль и значение Договора о правовой помощи, заключенного данными государствами в 1962 г. для современной практики правового сотрудничества между Россией и странами-правопреемницами Югославии.

11-17 172
Аннотация

Введение. Статья посвящена вопросам правового регулирования предупреж­дения прокурора о недопустимости осуществления экстремистской деятель­ности как акта прокурорского реагирования. Отмечается, что российские и зарубежные ученые, исследующие современные проблемы экстремизма акцентируют внимание как на проблемах его возникновения и проявления, так и на возможности его предотвращения в различных сферах правоохранительной деятельности [См.: 8; 9; 10; 11; 12]. Особое внимание уделяется также исследованию правовых средств, прокурорского реагирования в данном направлении прокурорского надзора, правовому регулированию предупреждения прокурора о недопустимости осуществления экстремистской деятельности как одного из актов прокурорского реагирования, применяемого в указанном направлении прокурорского надзора.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные (анализ, аналогия, сравнение) и специальные методы познания правовых явлений и процессов (метод толкования правовых норм, технико-юридический, формально-юридический и формально-логический методы).

Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что применение исследуемого акта прокурорского реагирования оказывает позитивное влияние на состояние законности в данной сфере: применяется в определённой сфере правоотношений; является превентивным актом; имеет специфические правовые последствия (обращение прокурора с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации и принятие решения о приостановлении их деятельности); может применяться наряду с другими актами прокурорского реагирования (представлением прокурора о недопустимости нарушения закона). При этом автор, подчеркивая особенность характерных черт рассматриваемого правового средства и его реализации, обосновывает наличие проблем правового регулирования предупреждения прокурора о недопустимости осуществления экстремистской деятельности как акта прокурорского реагирования и необходимости изменений действующего законодательства.

Обсуждение и заключение. Обоснована эффективность и необходимость дальнейшего применения исследуемого акта как самостоятельного вида актов прокурорского реагирования, а также наличие проблем в его правовом регулировании. Сделан вывод о необходимости изменения ряда положений действующего законодательства, регулирующего основание применения, порядок реализации, ответственность поднадзорных субъектов, в адрес которых направлен данный акт, и сроки предупреждения прокурора о недопустимости осуществления экстремистской деятельности как акта прокурорского реагирования.

18-24 280
Аннотация

Введение. В работе раскрывается вопрос о взаимном (двусторонне обязывающем) характере договора займа. Обосновывается вывод о наличии в договоре займа прав не только у займодавца (традиционный подход), но и у заемщика. В учебной и научной литературе в связи с субъективными правами и обязанностями сторон договора займа превалирует мнение, что обязательство по договору денежного займа является односторонне обязывающим, так как управомоченной стороной – кредитором – всегда является займодавец, а обязанной стороной – должником – всегда будет заемщик. При этом необходимо разграничивать договор денежного и договор товарного (вещного) займа в связи с отли­чиями в наборе взаимных прав и обязанностей займодавца и заемщика.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составил метод анализа действующего российского законодательства и правоприменительной практики и существующих европейских стандартов в целях правовой унификации [15. С. 386]. Методы правового моделирования и прогнозирования позволили определить необходимость внесения изменений в действующие российские нормативные акты, а также необходимость корректировки судебной практики [16]. Использование этих методов позволило установить последствия внесения изменений и корректировок, а также выявить, насколько российская правоприменительная практика будет приближена к имеющимся европейским стандартам [13. С. 324–325]. Правосоциологический метод допускает оценку социальных проблем с позиции законодателя и правоприменителя [21. С. 651]. Метод толкования дополнил сравнительно-правовой анализ, позволив понять и сопоставить российские и европейские стандарты [17. С. 62]. Использование различных методов позволило сформулировать основные теоретические выводы и внести собственные предложения по исследуемой сфере обще­ственных отношений [18. С. 2475].

Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлено, что, во-первых, заемщик обладает системой прав. Следовательно, договор займа является двусторонне обязывающим. Во-вторых, различаются права сторон по договору денежного займа и по договору товарного займа. В связи с этим необходимо дифференцировать гражданско-правовой механизм защиты прав сторон по договору денежного займа и по договору вещевого займа. Научные результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволили сформулировать ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Обсуждение и заключение. Обосновано, что права сторон договора займа можно классифицировать на преддоговорные и договорные; на права, связанные с возникновением, исполнением и прекращением договора займа; на имущественные и неимущественные права. Отдельно следует выделить информационные права заемщика.

25-31 111
Аннотация

Введение. Правовая регламентация защиты авторских прав с помощью технических средств в Соединенных Штатах Америки (далее – США) на се­годняшний день представляется наиболее развитой. Это обусловлено тем, что правоприменение в этой области в США формируется на протяжении более одного столетия и за это время был накоплен серьезный опыт. Вместе с тем, США посредством принятия Закона об авторском праве цифрового тысячелетия 1998 г. первыми имплементировали в свое законодательство Интернет-договоры ВОИС, установившие правовое регулирование использования технических средств защиты на международном уровне. В связи с этим правовые подходы к регулированию использования технических средств защиты авторских прав представляют особый интерес как с научной точки зрения, так и с точки зрения правоприменения. Статья посвящена исследованию правовых основ использования технических средств защиты авторских прав в США.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов: диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функциональный.

Результаты исследования. В рамках проведенного исследования авторами было установлено, что законодательство США регламентирует не только запрет на обход технических средств защиты авторских прав, но и устанавливает изъятия из-под такого запрета, что именуется «доктриной свободного использования произведений», которая детально определяет случаи, когда лицо вправе на законных основаниях получить доступ к соответствующему произведению. Законодательство США также определяет критерии, согласно которым техническое средство защиты авторского права признается таковым. Для этого необходимо соблюдение двух условий: эффективный контроль за доступом к охраняемому произведению и эффективная защита авторского права. Анализ действующего законодательства США позволяет прийти к выводу о достаточно эффективных мерах гражданско-правовой защиты и развитости института гражданско-правовой ответственности, которая наступает за правонарушения, связанные с обходом технических средств защиты.

Обсуждение и заключение. Исследована «доктрина свободного использова­ния произведений», определены случаи ее применения. Проанализированы подходы законодателя в США к определению технических средств защиты авторских прав. Исследован механизм и условия применения гражданско-правовой ответственности в случае установления обхода технических средств защиты авторских прав.

32-41 70
Аннотация

Введение. После прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. внешнеполитические приоритеты советского государства стала определять революционная идеология. Это обстоятельство не только нарушало стабильность всей международной системы, но и создавало значительные трудности для Советской России. После принятия Декрета о мире и попытке его реализации в ходе сепаратных переговоров о мире с Германией, Советское государство оказалось в полной политической и экономической изоляции. Заключение Брест-Литовского мира привело к разрыву дипломатических отношений между Россией и бывшими союзниками. В условиях начавшейся гражданской войны и иностранной интервенции большевики вынуждены было искать любые возможности налаживания международных контактов и связей. Важнейшую роль в активизации данного рода деятельности на протяжении первых двух десятилетий советской власти играли торговые представительства, которые в условиях дипломатического вакуума выполняли некоторые функции официальных представительств советского правительства за рубежом. Правовой статус советских торговых представительств с момента их становления и до начала Второй Мировой Войны, их полномочия по защите политических, экономических и правовых интересов государства исследуются в данной статье.

Материалы и методы. Методологической основой исследования является диалектический метод познания явлений во взаимосвязи и взаимной обусловленности с использованием совокупности обще- и частнонаучных способов познания политико-правовых явлений, в том числе историко-правовой метод; метод системного структурного анализа, метод актуализации; формально-логический метод.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования автором были проанализированы правовые аспекты организации торговых представительств, их образования и деятельности. Было установлено, что торговые представительства в иностранных государствах создавались на основании соответствующих распорядительных актов советского правитель­ства и имели на первоначальном этапе своей деятельности широкий спектр полномочий: право на заключение гражданско-правовых сделок, выдачу различных гарантий на обеспечение их выполнения, процессуальные функции, касающиеся третейского и судебного рассмотрения споров, в том числе заключение мировых соглашений и мн. др., что наглядно свидетельствует о совмещении у торговых представительств и дипломатических, и торговых, и правовых функций.

Обсуждение и заключение. Показана эволюция правовой природы советских торговых представительств за рубежом вплоть до начала Второй мировой войны. Аргументировано, что процесс формирования и развития полномо­чий торговых представительств по защите интересов советского государства на международной арене в экономической и правовой сфере, определялся действующей на тот момент политической конъюнктурой. Исследован процесс формирования и развития полномочий торговых представительств по защите интересов советского государства на международной арене в экономической и правовой сфере. Показаны роль и значение истории торговых представительств для развития современной системы зарубежных органов Российской Федерации, призванных осуществлять экономическое сотрудничество.

42-50 159
Аннотация

Введение. Законодательное регулирование процесса реформирования системы государственной службы сопровождается появлением в правовом поле новых понятий, которые не всегда получают однозначную нормативную интерпретацию. Это приводит к их произвольному толкованию, снижает уровень исполняемости принимаемых актов. Одним из таких понятий с неустановленной дефиницией стал термин «иное правонарушение», введенный в правовое поле еще в 2009 году в процессе реформирования системы государственной службы, но до сих пор не получивший четкого нормативного определения.

Материалы и методы. В целях исследования и установления содержания понятия «иное правонарушение» использованы законодательные акты, регулирующие вопросы соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, профилактики и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Методологическую основу исследования составили всеобщий метод познания - диалектика, общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция и индукция, сравнительно-правовой, системный, формально-логический и иные методы.

Результаты исследования. Анализ правовых нормативных актов, определяющих функционирование созданных в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Федерации структур по профилактике коррупционных и иных правонарушений, позволил установить, что иное правонарушение в контексте реформирования системы государственной службы – это несоблюдение требований к служебному поведению, что тесно увязывает данные понятия как синонимы и выявляет причинно-следственную связь состояния нравственной культуры государственных служащих и уровня коррупции.

Обсуждение и заключение. Уточнение содержательных границ понятия «иное правонарушение» позволяет определить основные направления работы и повысить эффективность деятельности соответствующих подразделений государственных органов в целях реализации предписанных им двуединых, причинно-обусловленных задач - профилактики коррупционных и иных правонарушений.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

51-60 163
Аннотация

Введение. Статья направлена на выявление общих закономерностей и осо­бенностей развития государственных институтов в самопровозглашенных государствах Юго-Востока Украины – Донецкой и Луганской народных респу­бликах (ДНР, ЛНР).

Материалы и методы. Использованы методы ретроспекции, case study, классификации, сравнительно-правового анализа.

Результаты исследования. Автор впервые в отечественной научной периодике предпринял попытку описания сложившихся в ДНР и ЛНР моде­лей государственного управления, сопоставил их с аналогичными системами России и Украины. Доказано, что государственное строительство в непри­знанных государствах Донбасса происходит в направлении демократизации, государственная служба строится по российскому образцу. Интересен опыт составления годовых отчетов государственных служащих, проведения квали­фикационных экзаменов и аттестации, контроля исполнения принятых реше­ний. Нормы служебной этики формализованы в соответствующих уставах и кодексах поведения служащих.

Обсуждение и заключение. Теоретическая и практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они в той или иной степени проливают свет на особенности реализации классических и современных теорий государственного строительства и публичного администрирования во вновь возникших политиях, позволяют оценить достигнутое. Практическая применимость заключается в получении новых фактических данных о государственном строительстве на сопредельных с Россией территориях, что востребовано специалистами в сфере международных отношений, политико-административного управления и его правового обеспечения.

61-68 98
Аннотация

Введение. Статья представляет интерес в связи с распространением практик участия граждан в бюджетном процессе в России и за рубежом. В 2017 году стартовал проект «Развитие инициативного бюджетирования в Российской Федерации», реализуемый Минфином России и Всемирным банком, в котором участвует более 50 российских регионов. В марте 2018 года необходимость развития практик участия граждан была отражена в государственной программе Минфина России «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Поскольку тема участия граждан в бюджетном процессе всё ещё является новой, среди ученых и практиков существует интерес к зарубежному опыту, в частности, к механизмам, используемым в европейских странах. Португалия представляет особенный интерес, поскольку здесь реализуется единственная в мире общенациональная практика партисипаторного бюджетирования.

Материалы и методы. В подготовке статьи использованы сравнительно-исторический анализ и метод кейс-стади. В качестве источников привлечены академические статьи, тематические книги и монографии, официальные сайты государственных и местных органов власти Португалии, специализированные порталы интернет-участия, доклады зарубежных экспертов на Московском финансовом форуме 2018 г. Также автор опирался на устную информацию, полученную от сотрудников Департамента коммуникаций и брендинга мэрии г.Лиссабона в ходе очной встречи в июне 2018 года.

Результаты исследования. Выявлен исторический и политический контекст развития современных механизмов прямой демократии в Португалии. Проанализирована общенациональная программа, национальные программы школьного и молодежного партисипаторного бюджетирования. Описана специфика проектов, целевая аудитория и результаты в рамках каждого из направлений. Отдельное внимание уделено городу Лиссабону, в котором реализуется сразу несколько краудсорсинговых и партисипаторных практик.

Обсуждение и заключение. Выявлены наиболее оригинальные подходы, интересные с точки зрения используемых процедур вовлечения граждан или тематики тех вопросов местного значения, которые выносятся на обсуждение в рамках партисипаторных практик.

69-75 236
Аннотация

Введение. Статистические данные показывают, что сегодня и страны Европейского Союза («ЕС»), и Российская Федерация («Россия») испытывают проблемы, связанные с распространением терроризма. Укрепление партнер­ских отношений для борьбы с терроризмом могло бы привести к плодотворному сотрудничеству. Это эссе призвано проиллюстрировать общую основу для такого сотрудничества, которое возможно, несмотря на имеющиеся различия в политике и устройстве ЕС и России.

Материалы и методы. Методологическая основа исследования имеет как аналитический, так и описательный характер. Что касается аналитического аспекта, то при исследовании политических явлений и процессов в сфере национальной безопасности и противодействия терроризму использовался статистический, качественный и сравнительный анализ. Автор также применил индуктивный метод. Материалы, использованные в исследовании, включают в себя описание подходов к изучению такой угрозы национальной безопасности, как терроризм, в России и странах ЕС.

Результаты. Автор показывает, что существуют четыре фундаментальных задачи, которые требуют большего внимания в диалоге между ЕС и Россией по вопросам свободы, справедливости и безопасности, в особенности касательно борьбы с терроризмом. Во-первых, статистические данные свидетельствуют, что современный терроризм оказывает влияние на европейские страны и Россию, однако в разных проявлениях. Во-вторых, опыт России в борьбе с терроризмом имеет решающее значение. В-третьих, понятия «свобода» и «права человека» и их соотношение с «безопасностью» различаются в ЕС и России. В-четвертых, концепция суверенитета по-разному трактуется государствами-членами ЕС и Россией. Несмотря на все различия во взглядах, очевидно, что ЕС мог бы многое перенять у России, как одного из ключевых государств, имеющих немалый опыт борьбы с терроризмом. Хотя ЕС и Россия сталкиваются с различными его проявлениями, формами и проблемами, корни западноевропейского терроризма порой имеют несколько иное происхождение, это не отменяет того, что общая проблематика может способствовать развитию взаимопонимания и сотрудничества.

Обсуждение и выводы. Обсуждены правительственные подходы ЕС и России к национальной безопасности, а также общие основания для сотрудничества, а именно — противодействие распространению терроризма. Доказано, что обе системы имеют отличия, разные особенности и не всегда совместимы друг с другом. Была представлена рекомендация о создании рабочей группы по борьбе с терроризмом, а также рекомендации по устранению политического недоверия.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)