Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
№ 1 (2018)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА ПУБЛИЦИСТА

3-13 113
Аннотация

Введение. Личность любого президента США в силу его огромных конституционных полномочий и занимаемого места в государственной структуре страны всегда считалась исключительно значимой, даже если в реальности он и не совсем соответствовал тем высоким морально-политическим критериям, которые ему предъявляли избиратели, тем более международная общественность.

Материалы и методы. При написании статьи использовались различные научные методы – сравнительно-правовой, системный и ряд других.

Результаты исследования. Президент США, он же и глава Федерального правительства, Главнокомандующий Армией и Флотом США – не только первое государственное лицо страны, но и лидер одной из двух ведущих политических партий, с огромными возможностями политического и морального воздействия на всю страну, да и на все мировое сообщество. В срок своих конституционных полномочий на посту президента США, вся Америка и весь мир видят его по телевидению, читают и слышат о нем почти каждодневно. Он своеобразный законодатель мужской официальной моды и человеческого поведения в обществе и в семье, носитель добродетели и справедливости. Насколько это удается ему другой вопрос, но то, что мировое сообщество обсуждает его действия, слова и поведение, хочет быть похожим на него или, наоборот, критикует его и не соглашается с ним, это несомненный факт.

Обсуждение и заключение. С приближением даты очередных президентских выборов и особенно в разгар президентской кампании в США и во всем мире издаётся огромное количество научно-популярных и прочих публикаций, посвященных институту президента США, его удивительной стабильности, широкому и разнообразному объему компетенций, возможностям эффективно вести самую динамичную ветвь разделенной Конституцией США власти – исполнительную.

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

14-22 93
Аннотация

Введение. Статья посвящена вопросам правового регулирования оборота цифровых активов, возможностям использования системы распределенных вычислений и распределенного хранения данных в правоприменительной деятельности органов власти, а также лицами, являющимися субъектами общественного контроля. Отмечается, что российские и зарубежные ученые, исследующие технологии «блокчейн» – системы распределенных вычислений и распределенного хранения данных, говорят о возможности ее использования в различных сферах деятельности. Особое внимание уделяется изучению процедуры валидации данных при проведении цифровых транзакций, правовой регламентации осуществления действий, направленных на создание, выпуск, обращение цифровых активов.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные (анализ, аналогия, сравнение) и специальные методы познания правовых явлений и процессов (метод толкования правовых норм, технико-юридический, формально-юридический и формально-логический методы).

Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что использование технологии блокчейн при осуществлении общественного контроля обладает рядом преимуществ: наличие специальной процедуры валидации; невозможность подделки или уничтожения данных, единожды внесенных в систему распределенного хранения данных; абсолютная прозрачность последовательности действий при осуществлении властных полномочий; возможность автоматизированного выполнения повторяющихся операций. Обоснована необходимость пятикратного подтверждения достоверности осуществления государственно-властных полномочий. Автор подчеркивает, что пятикратная валидация обеспечит одновременный контроль осуществления властной деятельности со стороны гражданского общества, субъектов общественного контроля и Российской Федерации как единого государства, обладающего суверенитетом на всей своей территории. В статье приведены результаты анализа решений судов по делам, связанным с цифровыми транзакциями.

Обсуждение и заключениe. Обосновано, что использование распределенного хранения данных облегчает проведение контрольных мероприятий, так как снижает риск подделки, замены или уничтожения данных. Предложено под цифровой транзакцией понимать не только действия с цифровыми финансовыми активами, но и действия по внесению, изменению и дополнению информации о юридических фактах, с целью ее фиксации в системах распределенного хранения данных. Предлагается использовать системы распределенного хранения для независимого подтверждения данных о деятельности органов государственной власти. По мнению автора, применение технологии блокчейн может не только повысить эффективность общественного контроля, но и привести к созданию новой формы общественного контроля – автоматизированного контроля. Сделан вывод о том, что в настоящее время отсутствует законодательная база, регулирующая правоотношения, связанные с распределенным хранением данных.

23-31 185
Аннотация

Введение. В статье анализируется процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в современную систему альтернативных механизмов разрешения споров, который в зарубежной правоприменительной практике принято обозначать термином онлайн-урегулирование споров. Представлен обзор действующей нормативно-правовой базы онлайн-урегулирования споров как на международном уровне, так и в рамках региональных интеграционных объединений. Кроме того, в работе рассмотрена процедура онлайн-урегулирования споров трех типов (отдельны еплатформы или веб-приложения, инструменты, выступающие неотъемлемой структурной частью сайтов электронной торговли, а также инструменты, тесно связанные с государственными судами).

Материалы и методы. Методологическую основу исследования образуют такие общенаучные и специально-юридические методы познания правовых явлений как системно-структурный, метод догматического анализа, метод юридико-технического конструирования, формально-юридический, логический и др.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что в настоящее время в мире насчитывается более 60 так называемых поставщиков онлайн-урегулирования споров (иначе сервисы, платформы, веб-приложения для разрешения споров онлайн и пр.).

Однако, несмотря на наличие нормативных основ онлайн-урегулирования споров, в ряде стран, а также в рамках региональных интеграционных объединений, единые общеобязательные стандарты процедуры на международном уровне отсутствуют.

Кроме того, отдельной проблемой онлайн-урегулирования споров выступает исполнимость достигнутых в результате проведения процедуры решений. Большая часть решений подлежит исполнению на принципах добровольности. Вместе с тем в отдельных случаях решение является обязательным (в частности, исполняются третьим лицом регистратором в рамках административной процедуры UDRP), а за неисполнение в добровольном порядке применяются репутационные санкции или методы частного принуждения.

Обсуждение и заключение. На основе анализа зарубежного законодательства, а также объективных предпосылок популяризации онлайн-урегулирования споров в нашей стране, связанных, прежде всего, с ростом объема рынка онлайнторговли, обосновывается необходимость разработки правовых основ для функционирования нового механизма альтернативного урегулирования споров в России интернет-портала, а также производного веб-приложения для подачи претензий онлайн.

32-42 239
Аннотация

Введение. Социальное государство, являясь концепцией, генезис которой связан с необходимостью разрешения обострившихся общественных противоречий, в современной системе государственного строительства представляет собой основополагающий принцип, призванный определять содержание политики государства. Несмотря на то, что наиболее целостное представление о содержании понятия социального государства было сформировано относительно недавно, описание определенных черт, характерных для социального государства как специфического явления общественной жизни, усматривается в трудах философов и правоведов различных исторических школ и эпох, что позволяет прийти к выводу о том, что характеристика «социальности» имманентно присуща институту государства. Динамизм развития общественных отношений опосредует непрекращающийся поиск новых подходов к социальному государству и постоянное обращение к этому принципу с целью максимально полного и всестороннего раскрытия конституционных положений и обеспечения их прямого действия.

Материалы и методы. Теоретическую основу настоящей работы составляют научные труды философов и правоведов, придерживающихся позитивистского направления в правопонимании. Методологическую основу исследования составляют такие методы, как формально-логический метод, метод системного анализа, структурно-функциональный метод.

Результаты исследования. В статье приводятся базовые положения правового анализа концепции социального государства, рассматриваются вопросы, связанные с восприятием такой концепции в рамках позитивистских видов правопонимания различных исторических периодов, аспекты социальной характеристики государства в контексте обеспечения прав человека, анализируется раскрытие концепции социального государства в практике органов конституционного контроля.

Обсуждение и заключение. Принцип социального государства представлен позитивными обязанностями органов государственной власти по обеспечению социально-экономических прав человека и обеспечению баланса социальных интересов. Во многом реализация принципа социального государства зависит от деятельности органов конституционного контроля, основная задача которых в приведенном контексте – конкретизация содержания соответствующих конституционных норм в рамках конкретных общественных отношений.

43-53 243
Аннотация

Введение. В статье анализируется правовое воздействие как системное образование. Основной акцент делается на возможность его признания искусственно-естественной открытой сложной системой, в силу чего требуется ревизия теоретико-правовых представлений об исследуемом явлении, ее структуре и занимаемом месте в теории государства и права.

Материалы и методы. Методологическое исследование основано на общенаучных и специальных методах познания правового воздействия как системы, в том числе анализ, синтез, аналогия, обобщения, сравнение. Использование системного подхода позволило выявить динамический характер правового воздействия, поэлементный характер изменений в правовой системе и в обществе.

Результаты исследования. Выявление особого качества правового воздействия – его системности, требует применения и системной методологии. В этом случае появляется возможность раскрыть потенциал правового воздействия с учетом не только его нормативного ядра, но и многофакторного взаимодействия с внешней средой, культурой, социально-экономической реальностью, формами правового и психологического воздействия.

Аргументы в пользу системного подхода в теории государства и права, без отрицания подхода инструментального, содержат утверждения о междисциплинарном характере правового воздействия, появления новых возможностей подробного изучения интенсивных взаимосвязей и взаимодействий между его элементами как системы, подойти к решению проблемных задач о составе и юридической природе таких элементов.

Обсуждение и заключение. В теоретико-правовых и практико-прикладных исследованиях природы правового воздействия важно своевременно найти и охарактеризовать его сложнейшие системные уровни, ряды и элементы, что расширяет горизонты не только его понимания, но и повышения эффективности через расширение форм правового воздействия при совершенствовании национального законодательства. В этом контексте дальнейшие исследования по теории государства и права чрезвычайно необходимы: изучение и описание статики права, динамики правовой системы, их методологическое обоснование придают новый импульс к представлению правовой действительности, испытывающей динамические изменения.

54-63 222
Аннотация

Введение. В статье представлен комплексный анализ международных договоров Российской Федерации, применимых при разведке и разработке трансграничных месторождений. Автор раскрывает значение данных международных договоров для недропользователей.

Материалы и методы. Методологическая основа исследования — общие научные методы и специальные юридические методы (сравнительно-правовой метод, методы толкования, метод правового моделирования).

Результаты исследования. Автором сформулировано определение трансграничного месторождения, предложена классификация международных договоров Российской Федерации, применимых при разведке и разработке трансграничных месторождений, представлена общая характеристика выделенных видов, выявлены их особенности, различия механизмов, сделаны выводы о значении данных международных договоров для недропользователей.

Обсуждение и заключения. Международные договоры Российской Федерации, применимые при разведке и разработке трансграничных месторождений подразделяются на четыре вида: 1) о государственной границе и (или) разграничении морских пространств; 2) о режиме государственной границы; 3) о разведке и разработке отдельных трансграничных месторождений; 4) сопутствующие международные договоры.

Различия механизмов, рассмотренных международных договоров, напрямую связаны с видом трансграничного месторождения (его ресурсами), особенностями добычи, региональными особенностями, степенью дружественности отношений двух государств, их заинтересованностью в сотрудничестве в данной сфере и желанием их компаний осуществлять совместную деятельность на соответствующих участках недр.

Отдельные вопросы механизмов данных международных договоров следует развивать.

64-71 176
Аннотация

Введение. Использование технических средств защиты авторских прав регламентируется не только в российском законодательстве, но и в праве зарубежном и международном. Это означает, что иностранными юрисдикциями по-разному могла быть воспринята международная концепция защиты интеллектуальных прав, что, в свою очередь, представляет особый научный интерес. Основы правовой регламентации заложены в международных договорах, которые в праве интеллектуальной собственности являются инструментарием, содержащим материальные нормы права. Положения таких договоров имплементируются в национальное (наднациональное) законодательство, а, значит, становятся их частью и дополняются. Статья посвящена исследованию международно-правового регулирования использования технических средств защиты авторских прав.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов: диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функциональный.

Результаты исследования. В рамках проведенного исследования авторами было установлено, что попытки защиты авторских прав с помощью известных на каждом этапе истории технических средств предпринимались отдельными странами, начиная со второй половины XIX века. Между тем, правовую регламентацию на международном уровне, предпосылками установления которой явилось бурное развитие цифровых информационных технологий, технические средства защиты получили относительно недавно. Анализ международно-правовых норм в области правового регулирования технических средств защиты авторских прав показал, что в настоящее время международноправовое регулирование носит общий характер, предоставляющий каждому из государств на национальном уровне достаточно широкие возможности для юридической конкретизации общих норм. Вместе с тем, в Интернет-договорах ВОИС впервые была признана не только целесообразность применения технических средств защиты, но и принято обязательство, связанное с запретом обхода таких средств, в связи с чем национальное законодательство должно содержать соответствующие положения.

Обсуждение и заключениe. Введение международно-правовых норм в отношении применения технических средств защиты, несмотря на их общий и абстрактный характер, дало серьезный толчок для установления правовой регламентации данного института на государственном уровне. Вместе с тем, в связи с бурным развитием цифровых информационных технологий, стирающих границы между государствами в части распространения результатов интеллектуальной деятельности, а также во избежание множественности толкования права и эффективного правового регулирования и защиты авторских прав, нормы, регулирующие применение технических средств защиты, возможно, в скором будущем потребуют большей унификации и конкретизации.

72-78 132
Аннотация

Введение. В представленной статье рассматривается важный вопрос современного института публичных мероприятий – проблематика неоднозначного понимания ряда дефинитивных положений Федерального Закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании»

Материалы и методы. Методологическую основу работы составляют общие и частно-научные методы познания. Особое значение для достижения цели имеет формально-юридический и логический методы.

Результаты исследования. Рассматриваемый в работе федеральный закон, являющийся основным предметом исследования, выполняет важнейшую юридическую функцию – конкретизирует положения Конституции Российской Федерации. Сложность уяснения и правильного восприятия буквы закона существенно усложняет как научно-теоретическое осмысление ряда его положений, так и вносит весьма существенные недостатки в правоприменительную практику и в практику реализации гражданами Российской Федерации своих конституционных прав на организацию и участие в мероприятиях публичномассового характера. В связи с этим, дефинитивный аппарат нуждается в существенном уточнении.

Обсуждение и заключение. Проблема, затрагиваемая в исследовании является «родовой» чертой института публичных мероприятий на протяжении многих десятилетий. Так, интересным является, например, тот факт, что Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28.07.1988 г. № 9306-11 «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» также не содержал четкой градации разграничения понятий митинг или пикетирование, шествие или демонстрация. Исполкомы местных советов, не разбираясь в специфике той или иной формы публичного мероприятия, зачастую предлагали организаторам и гражданам провести вместо, скажем, митинга собрание или вместо демонстрации шествие, уверяя при этом, что ничего страшного в такой замене нет. При этом на практике были известны такие случаи, когда работники правоохранительных органов, вынося решения по делам о нарушениях порядка при проведении массовых мероприятий, ссылались не на нормы действующего материального права, а на словарь русского языка С.И. Ожегова.
79-85 254
Аннотация

Введение. В статье представлен сравнительно-правовой анализ процесса становления института обязательств из неосновательного обогащения в странах, относящихся к разным правовым семьям. Для сравнения были выбраны английский и американский правопорядки, выступающие яркими образцами прецедентной системы права. Сравнительно-правовой аспект позволил выявить общие и особенные черты исследуемого института, а также тенденции его функционирования и развития.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили такие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере международного частного права как метод системно-структурного анализа и синтеза социально-правовых явлений, сравнительно-правовой, формально-логический, исторический методы и иные.

Результаты исследования. В результате проведённого исследования выявлено, что институт обязательств, возникающих из неосновательного обогащения получил законодательное закрепление в России, Англии и США в XX веке, но до сих пор находится в стадии активного развития. Процесс становления исследуемого правового института в названных странах был основан на одних и тех же принципах, заимствованных в Римском праве, что, как представляется, стало основой единообразия в подходе к определению понятия и фактического состава неосновательного обогащения. Существенное отличие функционирования института обязательств из неосновательного обогащения в исследуемых правопорядках выявлено в применении механизма защиты прав. 

Обсуждение и заключение. Институт обязательств из неосновательного обогащения – уникальный институт гражданского права, позволяющий наиболее полно реализовать право лица на защиту. Развитие института продолжается и по сей день, чему в немалой степени способствует изучение процесса его становления и зарубежного опыта.

86-93 265
Аннотация

Введение. В статье исследуется принцип добросовестности исполнения договорных обязательств по общему праву Канады посредством анализа вынесенного Верховным судом Канады в 2014 г. одного из ключевых судебных прецедентов в этой области – решения по делу Басин-Хринью. Также этот принцип рассматривается по праву Квебека.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили канадские судебные прецеденты и научные труды зарубежных и отечественных исследователей в области гражданского права. Методологическую основу составили общенаучные (анализ, синтез, аналогия) и специальные юридические методы: сравнительно-правовой, формально-логический, системный, структурно-функциональный, а также метод толкования.

Результаты исследования. Автор осуществляет подробный анализ решения по делу Басин-Хринью, в результате которого выявлено его значение для общего права Канады, основные критерии определения принципа добросовестности и одноименной обязанности. Также принцип добросовестности рассматривается по праву Квебека: исследуются судебные прецеденты, сформировавшие указанный принцип, и регулирующие его нормы гражданского законодательства провинции.

Обсуждение и заключение. Обосновано выделение принципа добросовестности исполнения договорных обязательств в качестве самостоятельного принципа общего права Канады. Судебный прецедент Басин-Хринью стал еще одним ярким проявлением возрастания роли принципа добросовестности в странах англо-саксонской правовой семьи. Вместе с этим последствием обозначенного судебного решения является сближение общего права Канады с правом провинции Квебек – единственного из ее десяти провинций и трех территорий субъекта, имеющего ярко выраженные черты романо-германской правовой семьи.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

94-100 102
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы реализации эффективных программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, осуществляемых согласно перечню приоритетных направлений дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих, а также в рамках государственного заказа. Особенностью реализации таких программ является необходимость обеспечения соответствия не только общей тематике, утвержденной специально уполномоченным органом государственной власти, но и обеспечение определенных образовательных результатов, которые могут быть достигнуты за счет применения компетентностного подхода.

Материалы и методы. Используются практические материалы реализации программ дополнительного профессионального образования, реализованных в МГИМО МИД России в 2012-2015 гг. по заказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Теоретическую базу исследования составляют общенаучные и специальные методы, такие как диалектический и формально-логический метод, а также сравнительный анализ и синтез.

Результаты исследования. На основе анализа применимых нормативных правовых актов, а также опыта реализации конкретных образовательных программ показано, что одним из основных подходов к их реализации является компетентностный подход, позволяющий интегрировать требования к уровню квалификации (компетентности) государственного служащего в государственный заказ на его обучение в рамках программ, реализуемых ведущими университетами страны. Использование компетентностного подхода позволяет также согласовать образовательные результаты различных видов образовательных программ с требованиями их заказчика и работодателя.

Введение. В статье рассматриваются вопросы реализации эффективных программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, осуществляемых согласно перечню приоритетных направлений дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих, а также в рамках государственного заказа. Особенностью реализации таких программ является необходимость обеспечения соответствия не только общей тематике, утвержденной специально уполномоченным органом государственной власти, но и обеспечение определенных образовательных результатов, которые могут быть достигнуты за счет применения компетентностного подхода.

Материалы и методы. Используются практические материалы реализации программ дополнительного профессионального образования, реализованных в МГИМО МИД России в 2012-2015 гг. по заказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Теоретическую базу исследования составляют общенаучные и специальные методы, такие как диалектический и формально-логический метод, а также сравнительный анализ и синтез.

Результаты исследования. На основе анализа применимых нормативных правовых актов, а также опыта реализации конкретных образовательных программ показано, что одним из основных подходов к их реализации является компетентностный подход, позволяющий интегрировать требования к уровню квалификации (компетентности) государственного служащего в государственный заказ на его обучение в рамках программ, реализуемых ведущими университетами страны. Использование компетентностного подхода позволяет также согласовать образовательные результаты различных видов образовательных программ с требованиями их заказчика и работодателя.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)