Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
№ 1 (2017)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

3-10 919
Аннотация

Введение. В статье приводится анализ понятия «демократия» с учетом межцивилизационных, политических, социальных и этнокультурных трансформаций, происходящих в настоящее время в Европе и Соединенных Штатах Америки. Автор отмечает, что рожденная европейской и подтвержденная христианской цивилизацией форма участия индивидуума в политической организации государства по ходу развития человечества видоизменялась, утратила старые черты и приобрела новые. Невозможно утверждать, что демократия как политическая форма проявления воли большинства электората безупречна. Если прежде она реализовывалась в сравнительно небольших греческих республиках и городах во Франции 18 века, монокультурных и мононациональных социумах, то сегодня сложилась принципиально иная реальность. Другим исключительно важным фактором, оказывающим влияние на демократию, является то, что мир сегодня разделен преимущественно не по национально-расовому, а по религиозно-культурному принципу. Наряду с этим, одни социумы-государства остались в начале человеческой цивилизации, другие перешагнули в 21 век. Для всех этих государств есть одна общепризнанная форма политической организации общества-власти-государства: демократия, определение и ценности которой в силу ее многозначной природы в современном обществе нуждаются в пересмотре и переоценке.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания политических и социальных явлений и процессов: метод системно-структурного анализа, метод синтеза социально-правовых явлений, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, статистический метод.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа было выявлено, что главные черты демократии заключаются в следующем:

1. Демократия предполагает участие всех достигших определенного возраста граждан в организации власти высшего должностного лица страны, президента, а также федеральной и местной власти.

2. Демократия – разветвленный механизм согласования противоречивых или не совпадающих интересов различных слоев общества, политических и общественных организаций и групп лиц.

3. Демократия предполагает принятие решений большинством голосов избирателей с соблюдением прав меньшинства.

Основным механизмом реализации демократии являются всеобщие выборы, которые, однако, в условиях страны, расколотой по национально-расовому признаку, могут привести к кризису власти и общества.

Обсуждение и заключения. Обосновано введение принципиально нового выборного механизма путем пересмотра системы всеобщих равных прямых выборов и введения многоступенчатых открытых выборов, что позволит минимизировать манипулирование выборами со стороны профессиональных политменеджеров, политэлит, средств массовой информации.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИВ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ»

 
11-12 272
Аннотация
21 апреля на базе Факультета управления и политики прошла международная конференция «Политические трансформации в современной Европе». На конференции выступили Р.В. Енгибарян, научный руководитель Факультета управления и политики, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор кафедры правовых основ управления МГИМО-Университета, главный редактор журнала «Право и управление. XXI век»; Франческо Адорнато, ректор Университета г. Мачерата (Италия), декан факультета политологии Университета г. Мачерата, профессор Европейского и Международного аграрного права; Г.Т. Сардарян, кандидат политических наук, и.о. декана Факультета управления и политики; А.А. Громыко, директор Института Европы Российской академии наук, руководитель Центра британских исследований, доктор политических наук, профессор РАН; О.В. Гаман-Голутвина, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО-Университета, профессор, доктор политических наук, президент РАПН, председатель Федерального учебно-методического объединения укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 41.00.00. «Политические науки и регионоведение», заместитель главного редактора журнала «Сравнительная политика»; Герхард Шнайдер, профессор Королевского колледжа Лондона, научный сотрудник Центра исследований бизнеса Кембриджского университета (Великобритания), доктор политических наук Университета Лозанны (Швейцария) и другие. Тематика докладов отражала актуальные проблемы политического пространства Европы, такие, например, как кризис в отношениях России и ЕС, перспективы и последствия Брексита для мирового сообщества, пересмотр демократических ценностей в контексте современных политических трансформаций в Европе, христианство и демократия и ряд других. Синхронный перевод выступлений участников конференции на высоком профессиональном уровне вели доценты кафедры английского языка №6 к.филол.н. Н.И. Климович и к.филол.н. М.В.Хлопкова.
13-21 2271
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме модернизации  государственного управления посредством формирования и интеграции электронного правительства в систему государственного управления Российской Федерации. Рассматриваются концептуальные и правовые основы электронного правительства, ключевые области для модернизации и повышения эффективности государственного управления с использованием механизмов информационных технологий и инфраструктуры электронного правительства в рамках системы государственного управления. Опыт внедрения электронного правительства в Российской Федерации за последнее десятилетие показывает, что принципы западной модели не могут быть полностью применены в стране. Кроме того, среди политических, социальных и  экономических вопросов, связанных с внедрением электронного правительства в  России, есть те, которые когда-то усложняют использование электронного правительства в нашей стране в полной мере. Однако следует отметить, что была проделана огромная работа по интеграции ключевых решений электронного правительства в  систему государственного управления. Многие из целевых показателей уже достигнуты, ряд других в краткосрочной перспективе достигнет уровня, определенного нормативными правовыми актами.

Теоретическая основа. Основными теоретическими методами настоящего исследования являются научный анализ трансформации   государственного   управления на   основе   цифровизации,   идентификации и урегулирование противоречия, связанного с интеграцией информационнокоммуникационных технологий в  систему государственного управления. Мы ориентируемся на широкое обсуждение эволюции административных моделей от традиционной до цифровой платформы в Российской Федерации. Текущий этап развития систем государственного управления, его уровни и методы рассматриваются через призму:

- технологических аспектов электронного правительства;

- ловушек цифровизации государственного управления;

-  проблем государственного управления в будущем.

Результаты. Аргументы в пользу улучшения государственного управления для граждан убеждают правительства разных стран в необходимости развития информационного общества на основе инфраструктуры электронного правительства.

Дискуссия. В последнее время во многих странах началась тенденция реформирования и модернизации системы государственного управления. Эффективность деятельности государства может все больше определяться количеством и качеством товаров и услуг, предоставляемых его гражданам. Многие страны мира стремятся возродить новую систему государственного управления на основе принципов проактивности, прозрачности, подотчетности и эффективности. Для достижения этих целей правительства постепенно внедряют инновации в свои организационные структуры, стратегии и планы своей деятельности и методы использования человеческих, информационных, технологических и финансовых ресурсов.

22-30 869
Аннотация

Введение. Из всех стран Северной Европы только Дания и Финляндия имеют в своем составе  национально-территориальные автономии. В  других странах этого региона существуют внетерриториальные национальные автономии саамов, которым предоставлено право формировать свои собственные представительные органы (саметинги).

В Дании на юге страны на границе с Германией (в Северном Гольштейне) проживает немецкоговорящее национальное меньшинство, организация которого может быть отнесена к национально-культурной автономии, не имеющей, однако, самостоятельного парламента, но обладающей представительством в датском парламенте – Фолькетинге. С целью гарантирования защиты прав немецкоговорящего национального меньшинства с 1 февраля 1998 года Дания стала участницей разработанной Советом Европы рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств 1998 года, а с 1 января 2001 года –  Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств 1992 года.

Материалы и методы. Методологическую основу статьи составляют такие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений, как метод системноструктурного анализа, метод синтеза социально-правовых явлений,  формальнологический метод,  сравнительно-правовой метод.

Результаты исследования. Анализ правового статуса Гренландии и Фарерских островов позволяет сделать вывод о том, что обе датские автономии обладают высокой степенью самостоятельности в отношениях с центральными властями. Автономии вправе заключать международные договоры, принимать решения о вступлении в международные организации и  союзы,  которые могут отличаться от позиции центральной власти. Изменения в правовом статусе обеих датских автономий указывают на процессы регионализации, происходящие в  унитарной Дании в последние годы.

Обсуждение и  заключения: обоснованы законодательные изменения во взаимоотношениях между центральными и автономными властями в Дании; проанализированы их  положительные стороны и  недостатки; допускается возможность сецессии датских автономий и провозглашение их суверенитета.

31-36 426
Аннотация

Введение. Целью настоящей статьи является анализ возникновения и эволюции понятия «независимого юридического лица» в контексте тенденция политических и экономических преобразований в Европе.

Материалы и методы. Методологическую основу настоящей статьи   составляет диалектический метод познания социально-политических, юридических и организационных процессов с его принципами развития, целостности, системности и пр. Объект исследования предполагает широкое использование  метода  системного  анализа. В  статье  применяются некоторые  частнонаучные методы исследования: формальнологический, сравнительно-правовой для сопоставления выводов  судов  разных  инстанций по одному и тому же прецеденту. Целью настоящей статьи является установление корня проблемы и сравнение позиций оппонентов для поиска оптимального варианта решения вопроса.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования автор определяет, что исследование английского прецедента по делу «Саломон против Саломон и Ко». ставит вопрос о корпоративной ответственности, включая вопрос введения уголовной ответственности для юридических лиц, что крайне актуально в свете европейских политических и экономических трансформаций.

Обсуждение и заключение. Вопросом, который в настоящее время волнует и раскалывает юридическое и политическое сообщество Европы и России является вопрос о необходимости введения уголовной ответственности ля  юридических лиц.  Данный вопрос приобретает особую актуальность в связи с инициативой Государственной думы Российской  Федерации  о  необходимости введения уголовной ответственности для юридических лиц и противоположной позицией Федерального союза адвокатов.

Корпоративное преступление это опасный  феномен,  представляющий угрозу  в различных сферах деятельности: экономики и торговли, здоровье и безопасности на рабочем месте, защиты окружающей среды, прав человека и т.д. Вопрос о введении уголовной ответственности для  юридических лиц в некоторых государствах открыл теоретические обсуждения в разных областях: уголовное право, криминология, социология и социальная психология, экономика и иные.  Так как же все начиналось?

Настоящая статья посвящена анализу концепции «корпорация» как самостоятельного лица гражданского оборота. Автор рассматривает данную концепцию на примере английского прецедента по делу «Саломон против Саломон и Ко». Автор анализирует этапы прохождения данного процесса и выводы, полученные судами разных инстанций,  изменение как  резолютивной, так  и мотивировочной части судебного решения в зависимости от применяемого толкования. Проведенное исследование позволяет утверждать, что именно на этапе индустриального общества вырабатывается современное понимание корпорации как самостоятельной единицы гражданского оборота со всей совокупностью полномочий и обязанностей в свете европейских политических и экономических трансформаций.

37-43 409
Аннотация

Введение.  В  настоящее время  Европейский Союз переживает сложный и драматический период в своей истории. Его будущее, еще недавно казавшееся вполне ясным, сегодня представляется не столь  безоблачным. За последние несколько лет тенденция к  разобщению внутри ЕС проявляется все сильнее. Что  должны    делать  европейцы, чтобы предотвратить движение к расколу, как укрепить единство Союза, таковы центральные вопросы данной статьи.

Материалы и методы. В настоящий момент проблемы Европейского Союза вызывают жаркие дискуссии среди политологов. Автор    рассматривает два теоретических подхода к анализу этих проблем, которые изложены в работах выдающихся европейский теоретиков, Энтони Гидденса и Юргена Хабермаса. За основу своего исследования автор берет недавно опубликованную монографию Энтони Гидденса «Неспокойны и могущественный континент. Что ждет Европу в будущем?» (2015) и работу Юргена Хабермаса «Эссе о конституции Европы» (2012), в которых оба авторитетных исследователя высказывают свое мнение об особенностях демократического процесса в Европе в целом и в Евросоюзе, в частности.

Результаты. Анализируя эти труды, автор  приходит к заключению, что на повестку дня следует поставить проект наднациональной демократии в Евросоюзе. Как проявление высокой политической культуры, этот особый тип демократии характеризуется тем, что, с одной стороны, он свободен от той местечковой узости, которой страдают национальные демократии, а с другой, от так называемой «проблемы меньшинства», свойственной господствующей на сегодняшний день парадигме демократии, согласно которой следует беспокоиться о том, чтобы искать способы примирения воли большинства с интересами меньшинства.

Дискуссии и заключение. Опираясь на идею Э. Гидденса о двух уровнях власти в современном Евросоюзе (власти бюрократических институтов, из-за которой он называет эту власть «бумажной Европой», или ЕС1 и власти ее выдающихся лидеров, которую он обозначает как ЕС2), автор выдвигает тезис о том, что для успешного развития необходимо наличие трех уровней власти: власти административных институтов (ЕС1),  власти ее эффективных лидеров (ЕС2) и власти самого народа, реализуемой через каналы наднациональной демократии (ЕС3).

В этой связи автор фокусирует внимание на исторической уникальности Европейского эксперимента, его значении для прогрессивного политического развития других мировых регионов,  обращает внимание на экономическое, политические и культурноантропологические условия европейской парадигмы демократии, которые дают возможность надеяться на то, что развитие наднациональной демократии будет успешным.

44-50 401
Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу причин противодействия европейской интеграции, а также сложному формату взаимодействия Швейцарии с Европейским Союзом.

Материалы и методы. В статье предпринят теоретический и эмпирический анализ исторической и политико-правовой литературы, тематических исследований зарубежных и отечественных ученых, диссертаций, статистических источников, социологических исследований, что позволило сформулировать гипотезу и получить следующие результаты.

Результаты исследования. Исходная гипотеза сводилась к предположению, что исключительно экономические, идеологические, ценностные расхождения и факторы между Конфедерацией и ее европейскими соседями  не  объясняют  неприятие  швейцарским электоратом членства в ЕС. На первый взгляд, кажущиеся «очевидными» объяснения не дают адекватного ответа на отказ Швейцарии от членства в ЕС. Нужны более  тонкие  характеристики, выходящие за рамки статистической увязки данных отношений, указывающие на причинность, а не на их простое соотношение.Поэтому необходимо обратить внимание как на рациональные, так и на эмоциональные причины противодействия швейцарского электората интеграции в Европейский Союз. В отличие от своих евроориентированных соседей, у которых  нет  оснований опасаться  утраты своих этнокультурных атрибутов как источника внутренней консолидации, швейцарцы не могут определить себя в общекультурных терминах, не могут использовать понятие «нация» в качестве пограничного маркера и объединяющего начала. Угроза гражданским практикам и институциональным основам потенциально может привести страну не только к лишению политического амплуа успешной полиэтнической федерации, велика вероятность утраты швейцарцами своей национальной идентичности.

Обсуждения и заключения. Именно швейцарцам удалось преобразовать федерализм и демократию из функциональных парадигм в общие и вместе с тем объединяющие ценности, утрата которых равнозначна потере национальной идентичности и свободы. Поэтому природу швейцарского евроскептицизма автор, прежде всего, связывает с угрозой сокращения компетенции институтов    нейтралитета,    федерализма и «референдарной демократии», которая на  практике конвертируется в  неприятие швейцарцами любых форм наднациональных интеграции.

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

51-58 855
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются особенности становления и развития науки административного права в Германии. Согласно немецкой правовой доктрине автор раскрывает понятие публичного управления и понятие немецкого административного права.  В статье дается характеристика системы органов публичной администрации, осуществляющих публичное управление в Германии. В настоящей статье автор анализирует некоторые современные проблемы науки административного права Германии.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили труды немецких и российских исследователей в области немецкого административного права, а также современное административное законодательство Германии. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительно-правовой и историко-правовой методы).

Результаты исследования. В ходе проведенного исследования автор формулирует понятия, разработанные немецкими правоведами и изложенными в немецкой административно-правовой литературе: административное право как отрасль публичного права, публичное управление в Германии. Автор рассматривает научную  классификацию источников административного права Германии. В статье автор предлагает заимствовать немецкий опыт в сфере правового регулирования административной деятельности российскому законодателю.

Обсуждение и заключения. В настоящей статье автор обращает внимание на особенности становления и развития науки административного права в Германии. В статье рассматриваются дефиниции публичного управления, административного права как отрасли публичного права. Деятельность, связанная с публичным управлением, раскрывается через систему органов публичной администрации Германии. Опираясь на немецкую юридическую доктрину, автор характеризует систему административного права и систему источников административного права Германии.

59-65 533
Аннотация

Введение. В статье анализируется система корпоративного управления в Турецкой Республике, возникшая после вступления в силу нового Торгового кодекса в 2011 году.

Материалы и методы. Статья строится на основе анализа нормативно-правовых актов и судебной практики Турецкой Республики, а также аналитических работ современных турецких юристов. При проведении анализа использовались сравнительно-правовой, аксиоматический и синергетический научные методы.

Результаты исследования. Проведенная в Турции реформа корпоративного права позволила вывести корпоративное управление в Турции на уровень европейских стран и создать правовую основу для эффективного управления турецкими компаниями. Изменения коснулись таких важных вопросов, как защита миноритарных акционеров, правового положения совета директоров и преодоления информационной асимметрии во взаимодействии акционеров, менеджмента и кредиторов. Отдельное внимание турецкий законодатель обратил на вопросы диджитализации корпоративного управления. В результате данная реформа должна существенно повысить конкурентоспособность турецких компаний, что станет особенно заметно, когда Турция сможет преодолеть политический кризис, который пока тормозит экономическое развитие страны и, как следствие, создает для бизнеса дополнительные трудности.

Обсуждение и заключения. Статья закладывает основу для дальнейшего исследования корпоративного права Турции, доказывает, что корпоративное управление в Турции строится по примеру стран Западной Европы и США, что характерно также и для России, отражает те возможные риски, которые могут возникнуть в связи с неточностями, допущенными турецким законодателем при проведении реформы.

66-74 700
Аннотация

Введение. В статье рассмотрены предпосылки, причины и основные положения реформы правового регулирования банковского сектора в Европейском союзе, цель которой заключается в углублении европейской интеграции посредством построения в рамках ЕС Банковского союза.

Материалы и методы. В статье проведен теоретический и эмпирический анализ основных источников международного и европейского права, судебной практики Суда ЕС, трудов отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой тематике, аналитических документов институтов и органов ЕС, что позволило получить следующие результаты.

Результаты исследования. Реформа правового регулирования банковской деятельности в Европейском союзе направлена на углубление интеграционных процессов в европейском регионе. В рамках реформы предполагалось реализовать план по созданию в рамках ЕС Банковского союза, в основу которого положены 3 механизма Единый надзорный механизм (Single Supervisory Mechanism), Единый механизм финансового оздоровления (санации) банков (Single Resolution Mechanism), Европейская система страхования вкладов (European deposit insurance scheme). Данные механизмы закреплены в Едином своде правил оказания финансовых услуг (Single Rulebook for financial services) – всеобъемлющем документе, который регулирует весь процесс централизации систем надзора, управления банками в кризисных ситуациях и защиты вкладчиков. Данный нормативно-правовой акт включает в себя регламент, директивы и руководства по их имплементации в национальное законодательство.

Обсуждение и заключения. Основной причиной необходимости пересмотра правового регулирования банковского сектора в ЕС стала неэффективность существующих механизмов урегулирования кризисных ситуаций, что в особенности проявилось после мирового финансового и экономического кризиса 2008-2009 гг., который достаточно быстро приобрел системный характер и стал самым масштабным в истории. В сложившейся ситуации оказанные меры экстренной финансовой поддержки в ряде государств не имели должного эффекта, финансовый и банковский кризис продолжал по инерции набирать обороты. Его последствия проявились в реальном секторе экономики и положили начало долгой и продолжительной рецессии, охарактеризовавшейся высоким уровнем безработицы и социальными потрясениями в ряде европейских государств. Руководству Европейского союза пришлось изменить подход к возникшей проблеме в связи с наступлением второй волны кризиса летом 2011 года, когда явным образом проявилась тесная взаимосвязь (vicious circle) суверенных и банковских рисков. Первым о необходимости проведения реформы заявил Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей в июне 2012 года в преддверии заседания глав и правительств государств-членов ЕС на высшем уровне. В своем докладе он обозначил основные направления ее проведения и призвал к созданию подлинного (genuine) Экономического и валютного союза. Реформа банковского сектора ЕС заключалась в создании Европейского банковского союза и была направлена на усовершенствование пруденциальных норм и мер по надзору за банковской деятельностью с целью предупреждения и предотвращения кризисов и определение наиболее эффективных способов управления банковскими кризисами с наименьшими издержками для всех заинтересованных сторон.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

75-84 332
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются достаточно актуальные проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности производственных советов с Российской Федерации и некоторых развитых странах Европейского Союза.

В современных условиях развития экономики Российской Федерации  в организациях необходимо совершенствование механизма представительства работников в управлении этими организациями как один из способов улучшения экономических показателей и стабильного роста.

Однако говорить о каких-либо позитивных процессах в этой сфере общественных отношений пока преждевременно, поскольку работники сами не проявляют необходимой активности в управлении организациями, даже не пытаются реализовать имеющиеся права.

В то же время работодатели проявление активности отдельных работников либо коллектива работников обычно рассматривают как вмешательство в производственную деятельность организации, несоблюдение коммерческой тайны и др.

Появившиеся сравнительно недавно в России производственные советы, которые могли бы стать наравне с профсоюзами органами, представляющими интересы наемных работников, пока еще находятся лишь в стадии формирования, и реальными полномочиями не обладают.

В развитых странах Европейского Союза (Федеративная Республика Германии, Франция, Австрия, Чешская Республика и многие другие) накоплен весьма интересный опыт создания и деятельности производственных советов, который при определенных обстоятельствах может быть использован в России.

Материалы и методы. Методологическую основу настоящего правового исследования составил метод научного познания. В статье также использовались такие общенаучные и отраслевые методы как анализ, синтез, формальнологический метод, исторический метод, приемы юридического толкования, теоретического построения, сравнительное правоведение.

Результаты исследования. В результате проведенного научного исследования осуществлены анализ и обобщение научных, нормативных и практических материалов, сформулированы и обоснованы теоретические положения и выводы. Правовое регулирования деятельности производственных советов в развитых странах Европейского Союза имеет свою специфику, крайне отличную от правового регулирование деятельности этих органов общественной самодеятельности в Российской Федерации.  Использование Россией, как представляется, этого международного опыта позволит стране двигаться по пути развития производственной демократии, привлечению значительных слоев наемных работников к реальному управлению организациями.

Обсуждение и  заключения. Обоснована необходимость заимствования Российской Федерацией передового опыта деятельности производственных советов в развитых странах Европейского Союза (Германии, Франции, Австрии, Чешской Республики и некоторых других). Производственные советы в России не должны повторить негативный опыт создания   подобных общественных формирований в 90-е годы прошлого века в СССР, когда навязанные трудовым коллективам они стали дублировать, а в некоторых случаях и подменять, работу профессиональных союзов, что привело к крайне отрицательным для развития реальной производственной демократии процессам.

РЕЦЕНЗИИ

85-87 290
Аннотация

Рецензия на книгу С.Г. Камолова «Антиконфликтология: Вопросы преподавания управленческой конфликтологии в вузах» / С.Г. Камолов. – М.: «Издательский дом международные отношения», 2016, – 127 с. ISBN 978-5-906367-35-8



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)