Preview

Право и управление. XXI век

Расширенный поиск
№ 4 (2017)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА ПУБЛИЦИСТА

3-8 105
Аннотация

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются «составной частью правовой системы» страны. Закрепление этой нормы в Основном законе для российской правовой системы имело двоякое значение. Во-первых, это означало, что круг нормативных источников, на основе которых осуществляется регулирование общественных отношений внутри страны, существенно расширился за счет норм международного права. В-вторых, впервые в отечественном праве был закреплен принцип, по которому при возникновении коллизий между национальным и международным правом приоритетом пользовались нормы международного права. Международное право, таким образом, провозглашалось критерием юридического обеспечения прав и свобод человека и гражданина РФ. Оно составило также основу конституционного статуса коренных малочисленных народов России.

ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

9-16 81
Аннотация

Введение. В современном мире экологические проблемы становятся все более очевидными, демонстрируя хрупкость окружающей среды. При этом борьба с правонарушениями в данной сфере является слабым звеном и, несомненно, требует разработки оптимальной нормативно-правовой базы как на международном, так и на национальном уровне. В настоящее время единственным международным договором, регулирующим перемещение объектов флоры и фауны, является Конвенция СИТЕС 1973 г. На национальном уровне данные вопросы регулируются, как правило, в законах, посвященных охране окружающей среды.

Материалы и методы. В ходе исследования были применены как общенаучные (метод анализа, дедукции), так и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы.

Результаты исследования. Автор в статье рассматривает меры, регулирующие пресечение незаконного перемещения объектов флоры и фауны, анализирует опыт зарубежного правового регулирования перемещения таких объектов (составы правонарушений, виды и меры ответственности, круг компетентных органов и их полномочий) на примере США, Германии и Японии.

Обсуждение и заключение. Автор приходит к выводу о необходимости переработки действующего законодательства и вносит ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование регулирования в данной сфере, среди которых перераспределение полномочий компетентных государственных органов, разработка системы поощрений населения и активное использование современных технологий.

17-24 66
Аннотация

Введение. В статье рассматривается опыт регулирования заседаний и процедур органов местного самоуправления в Республике Ирландия. Авторы впервые в отечественной литературе анализируют положения ряда законодательных и муниципальных правовых актов Республики Ирландия, касающиеся регулирования вопросов организации и проведения заседаний и связанных с ними процедур Совета города и графства Лимерик.

Материалы и методы. Методологическую основу данного исследования образуют такие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений, как метод системно-структурного анализа, формально-юридический метод, логический метод и др.

Результаты исследования. Постоянные правила Совета города и графства Лимерик, принятые в 2016 г., весьма формализованы и довольно обстоятельно регламентируют вопросы организации и проведения заседаний Совета и органично связанные с ними вопросы процедуры Совета города и графства Лимерик. Постоянные правила Совета города и графства Лимерик в большей степени ориентированы на регулирование процедурных, а не институциональных аспектов организации деятельности Совета города и графства Лимерик. Постоянные правила, регулируя отношения мэра с Советом, обеспечивают значительную роль мэра города и графства Лимерик, одновременно являющегося председателем Совета, в деятельности Совета, поскольку его полномочия распространяются на решение ряда вопросов, в том числе и выходящих за пределы сферы установленной законом и постоянными правилами.

Обсуждение и заключениe.Постоянные правила допускают возможность присутствия публики и представителей СМИ на заседаниях Совета, что обеспечивает должный уровень открытости и транспарентности заседаний и деятельности Совета. Постоянные правила позволяют проследить институциональные и процедурные особенности организации и деятельности заседаний Совета города и графства Лимерик, характеризуются  развитием и демократическим потенциалом и создают условия для надлежащей организации коллективной работы советников, должностных лиц и служащих Совета города и графства Лимерик.

25-29 144
Аннотация

Введение. Среди существующих принципов права особенно важными для государственного строительства являются принципы легальности и легитимности. Именно они непосредственно воздействуют на современное законодательство, взаимосвязаны с отраслевыми принципами избирательной системы Российской Федерации. Представляется, что они являются фундаментальными для любого правового государства, влияют на основу устройства и действия в нем различных механизмов взаимодействия общества и государства. Данные принципы, в том числе, дополняют и конкретизируют принципы народного и национального суверенитетов [1. С. 32].

Материалы и методы. В ходе исследования были применены как общенаучные (метод анализа, дедукции), так и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что многие принципы теории государства схожи и имеют общие философскоконцептуальные источники формирования.

Обсуждение и заключение. Обоснован подход автора об особом пути формирования российской правовой системы. Данный вывод подтверждается работами других российских авторов.

В устойчиво развивающихся обществах наличие достаточного уровня легитимности государственной власти, а также осуществление власти в строгом соответствии с буквой закона делают государственную власть в высшей мере полноправной, а управленческий механизм – стабильным и эффективным.

30-35 98
Аннотация
Введение.В статье приводится анализ правовых норм международных актов и национального законодательства государств, принадлежащих к различным правовым семьям, которые закрепляют принцип национального режима. Выявляется сущность и значение принципа национального режима как системообразующего фактора в процессе унификации норм, регулирующих трудовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Материалы и методы. В ходе написания работы применялись приемы научного познания: анализ, синтез, абстрагирование, обобщения, аналогии и другие. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальноюридические методы: системно-структурный, метод догматического анализа, метод толкования правовых норм, метод юридико-технического конструирования, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический и др.

Результаты исследования. Анализ международных соглашений выявил разноплановость подходов к нормативному закреплению принципа национального режима. Законы государств, принадлежащих к разным правовым системам, также указывают на разнообразие форм и способов закрепления норм, содержащих принцип национального режима. Однако, несмотря на отсутствие терминологического единообразия в изложении принципа национального режима, его целевое назначение всегда совпадает. Определены особенности национального режима, проявляющиеся в сфере регулирования отношений с иностранными лицами. Указано на его роль и значение в процессе унификации.

Обсуждение и заключение. Исследование показало, что принцип национального режима, закрепленный в национальных законах и международных актах, формирует основу унификации норм, регламентирующих трудовые отношения, осложненные иностранным элементом.

УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

36-46 240
Аннотация

Введение. В статье представлен системный анализ важнейших сущностных характеристик и организационных основ государственной службы современной России и ряда зарубежных государств в контексте сложившихся реалий и перспектив институциональных,структурноуправленческих и кадровых преобразований государственного аппарата. В статье дается характеристика основных составляющих, характеризующих организационную сторону государственной службы, подчеркивается, что модернизация государственного аппарата для современной действительности имеет  особое значение, прежде всего в силу того, что проводится она в исторически  переломный  для мирового, в том числе российского общества период. Отсюда задача формирования у государственных служащих современной «культуры изменений», умения не разрушать, а создавать и приумножать, сохраняя все лучшее, что накоплено историей государственного строительства и публичного управления, приводить в действие новое и более эффективное, обеспечивая не революционнопрерывистый, а плавный созидающий переход от первого ко второму. Авторы определили понятие «организация государственной службы», выделили в ней целый ряд организационно и функционально взаимосвязанных подсистем, доказывают, что эффективно задачи модернизации и социального обновления могут быть реализованы лишь стабильным, хорошо структурированным, высокопрофессиональным государственным аппаратом, высокоэффективной, хорошо организованной и авторитетной государственной службой. Государственная служба – это многомерное пространство, каждый элемент которого имеет свой статус, свои отличительные черты и признаки, закрепленные соответствующими общегосударственными установлениями, нормами регионального законодательства и правилами ведомственно-корпоративного регулирования. Характеризуется целым рядом отличительных черт. Прежде всего это институт всеобщих правовых регуляций, исполняемых в бесспорном порядке, это профессиональная служебная деятельность, которая непосредственно связана с процессом реализации властных полномочий государства, организуется на постоянной, профессиональной, возмездной основе в соответствии с принципами демократизма, законности, федерализма, социальности и гуманизма.

Материалы и методы. Теоретикометодологической основой исследования послужил диалектико-материалистический подход к анализу общественных явлений, правового регулирования и стратегического управляющего воздействия на них. Использован широкий набор методов научного анализа политических и социальных явлений: сравнительноправовой, формально-логический, конкретноисторический, системно-функциональный.

Результаты исследования. В системе координат «развивающегося подхода» и реализации идей «новой культуры государственной службы» авторами обоснованы меры по дальнейшему реформированию государственной службы, предусматривающие более строгое разграничение полномочий аппаратных структур и повышение их ответственности; децентрализацию 
47-58 132
Аннотация
Введение.В статье рассматриваются основные аспекты международного регулирования корпоративного управления. Авторы обосновывают необходимость развития нормативно-правового регулирования в данной области на микро- и макроуровнях. В статье представлена характеристика корпоративного управления и раскрываются его основные цели, которые реализуются с учетом деятельности всех стейкхолдеров.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили труды российских и зарубежных исследователей в области корпоративного управления. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания, концептуальный и эмпирический анализ, что позволило провести системное теоретико-методологическое исследование.

Результаты исследования. В ходе проведенного исследования авторы раскрывают понятие корпоративного управления и необходимость разработки стандартов в данной области. Дается классификация основополагающих стандартов, раскрываются их особенности и области применения. Авторы предлагают направления учета данных стандартов в практике крупных компаний и выделяют направления совершенствования корпоративного управления.

Обсуждение и заключениe. В представленной статье авторы поднимают проблему необходимости разработки и совершенствования стандартов корпоративного управления в современных условиях, которая обусловлена изменениями экономической конъюнктуры и расширением деятельности крупных компаний. Новые технологии и механизмы корпоративного управления, используемые крупнейшими компаниями в посткризисный период, опираются на принятые международные и национальные стандарты и передовую практику.

59-68 169
Аннотация
Введение.Проблема обеспечения безопасности страны, в том числе безопасности в информационной сфере, является ключевой в современных условиях развития глобального информационного пространства, что определяется долгосрочными национальными интересами страны в защите интересов общества, личности, государства от внешних и внутренних информационных угроз. Значительную актуальность обеспечение безопасности стран в информационной сфере приобретает в связи с участившимися в последнее время кибератаками, кибершпионажем, хищением информации, разглашением сведений, составляющих государственную тайну, вмешательством в частную жизнь и др. Особенно важным является защита мирового сообщества и стран от использования информационного пространства террористическими группировками в преступных целях, использования информационных технологий в военных и мирных целях при воздействии на массовое сознание. Цель исследования состоит в изучении правовых, политических, экономических механизмов, специфики подходов разных стран к обеспечению безопасности стран в информационном пространстве. 

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения официальных документов, в том числе Доктрина информационной безопасности РФ 2016 г., Стратегия кибербезопаности США 2015 г., Резолюция ГА ООН от 4.12.2000 N 55/63 «Борьба с преступным использованием информационных технологий», Конвенция Совета Европы  по киберпреступности 2001 г. Методология исследования базируется на системном подходе; использовались правовой, статистический методы.

Результаты. В статье рассмотрены подходы к обеспечению безопасности в мировом информационном пространстве – кибербезопаность и информационная безопасность; проанализированы мировые тенденции в области киберзащиты, российский рынок информационной безопасности; проведен комплексный анализ американского подхода к обеспечению кибербезопасности и системы обеспечения информационной безопасности России; рассмотрены угрозы информационной безопасности РФ и кибербезопасности США.

Обсуждения и заключение. Сегодня угрозы, которые связаны с использованием ИКТ в военно-политических и военно-стратегических целях исходят из мирового информационного пространства, а в последние годы они стали мощным дестабилизирующим фактором, который определяет направленность международных отношений. Это требует разработки правовой основы и международной системы контроля за обеспечением мировой информационной безопасности.


69-77 116
Аннотация

Введение. Принятие Европейским союзом санкций в отношении России, крупнейшего экономического партнера, соседа и поставщика энергоресурсов, стало беспрецедентным случаем и ознаменовало утверждение нового этапа в развитии внешнеполитического инструментария ЕС. Однако принятие решения о введении санкций на наднациональном уровне требует достижения консенсуса между всеми странами-членами Союза. В этой связи представляется интересным рассмотреть процесс согласования позиций европейских государств по вопросу принятия антироссийских санкций и конкретного набора ограничительных мер. Статья посвящена распределению ролей между группами государств в процессе выработки консолидированной санкционной политики стран Запада в отношении России в 2014 году, которое определило конкретный набор согласованных ограничительных мер.

Материалы и методы. Концептуально-теоретической базой исследования является реалистская парадигма в неоклассической версии. Методологическую основу исследования составили метод системного анализа международных отношений, сравнительный и эволюционный подходы. Для анализа данных применялся традиционный анализ документов, а также метод ивент-анализа применительно к одному кейсу, то есть группировка данных по соответствующим категориям.

Результаты исследования. В статье рассмотрены процедурные особенности принятия коллективного решения о санкциях в Европейском союзе на современном этапе, особенности консенсусного типа принятия решений, стадия развития институциональной базы политики ЕС в области санкций. Описано распределение ролей и интересов европейских государств в отношении антироссийских санкций в начале 2014 года. Выделены группы государств, однозначно поддержавшие введение и ужесточение санкций, и выступившие против подобных мер. Выделены политические, экономические, энергетические факторы, повлиявшие на позицию рассмотренных государств. Проанализирована активная инициативная роль Германии в поиске баланса между различными позициями европейских государств, а также США, имеющих полярные мнения по многим, в особенности, экономическим вопросам.

Обсуждение и заключение.Наибольший вклад в выработку «средней» американо-европейской позиции внесла канцлер Германии, с одной стороны, сглаживавшая жесткую политику Америки, с другой – проделавшая колоссальную работу по достижению общеевропейского консенсуса по вопросу введения санкций против России. При этом Ангеле Меркель пришлось, с одной стороны, преодолеть внутренние разногласия, с другой- найти приемлемую для разных групп европейских стран позицию.

78-85 72
Аннотация

Введение. В череде множества рисков, которые повышают вероятность непреднамеренного конфликта между Россией и странами Запада (США и НАТО), особое место занимают риски, сопряженные с опасной военной деятельностью. Ее конкретные побочные эффекты в виде опасных сближений и перехватов, практикуемых экипажами как российских, так и натовских военных и морских судов, порождают проблемы возникновения катастроф, а при наиболее неблагоприятном исходе – прямого столкновения между вооруженными силами России и стран НАТО. В этой связи особую значимость приобретают механизмы урегулирования опасной военной деятельности – международные договоры, соглашения и другие нормативные документы. Анализ этих документов позволяет дать оценку их эффективности и релевантности.

Материалы и методы. Исследование основывается на источниковой базе, представленной международными документами, которые задают рамки регулирования опасной военной деятельности и предотвращения инцидентов. В дополнение к источникам, автор опирается на российские и зарубежные экспертно-аналитические материалы, посвященные рассматриваемой проблематике. В качестве методологической основы избран исследовательский подход школы неолиберального институционализма, оценивающий эффективность тех или иных международных норм и институтов с точки зрения их полезности для стран-участников.

Результаты исследования. В статье проводится анализ действующих международных соглашений, призванных предотвращать столкновения воздушных и морских судов, а также двусторонних договоренностей. Особое внимание уделено российско-американскому меморандуму от 2015 года, нацеленному на обеспечение безопасности полётов военной авиации в ходе операций в Сирии.

Проведенное исследование указывает на двойственный характер отношения России и стран НАТО к международным соглашениям, регулирующим опасную военную деятельность. С одной стороны, признается их неоспоримая полезность в деле укрепления мира. С другой – подобные соглашения не являются всеохватными и к тому же оказываются заложниками общеполитической ситуации в отношениях между Россией и Западом. Договоренности демонстрируют собственную ограниченность на фоне деградации военно-политической обстановки в Европе и Евро-Атлантике, так как не могут быть вынесены сторонами за скобки их конфликтного диалога. Исправить ситуацию может помочь отказ от завышенных ожиданий сторон в отношении друг друга, большая рационализация  и деидеологизация взаимодействия во имя предотвращения конфликтов с применением силы. В этом сохраняется общая заинтересованность и Москвы, и Вашингтона, и Брюсселя.

Дискуссии и заключение. Проанализирован и обобщен опыт применения международных и двусторонних механизмов регулирования опасной военной деятельности и предотвращения инцидентов, выявлены преграды, стоящие на пути повышения их эффективности, даны оценки возможности их преодоления.

86-90 150
Аннотация
Введение.Представленная статья посвящена некоторым аспектам современной постимперской проблематики. Авторы обращают внимание на актуальность использования концепта постимперии для осмысления современных международных отношений и мирополитического взаимодействия и ставят ряд вопросов, способных стимулировать дальнейший научный поиск на данном направлении. 

Материалы и методы. Авторы опираются на широко применяемый в рамках рассматриваемой проблематики сравнительно-исторический метод, что позволяет сопоставить социальные практики различных имперских и постимперских государств, с учетом исторического контекста. Кроме того, авторы привлекают элементы характерного для социальной философии метода археологии знания с целью рассмотреть сущность концепта «империи». В качестве материалов исследования, прежде всего, выступают социальные практики и исторический опыт Великобритании и Франции, то есть государств, обладающих постимперским статусом.

Результаты исследования. Результатом исследования стал ряд выводов. Прежде всего, «империя» как концепт может принадлежать к числу так называемых сущностно оспариваемых концептов, что предполагает наличие конкурирующих трактовок данной формы государственности. Во-вторых, постимперская стадия государственности является важным и неотъемлемым компонентом современной архитектуры международных отношений. В этой связи широко обсуждаемый «имперский синдром» является не просто абстрактной характеристикой, применимой к некоторым государствам, но и предполагает определенное поведение на международной арене, а также социальную рефлексию, некоторые виды которой представлены в данном исследовании.

Обсуждение и заключение. Авторы приходят к выводу о том, что имперский синдром и постимперская государственность на сегодняшний день являются важной составляющей международных отношений, которую нужно принимать во внимание, анализируя международную проблематику. Поставленные же проблемные вопросы могут стать направлениями дальнейшего научного поиска.

91-96 162
Аннотация
Введение.Статья посвящена понятию постимперии, которое отсылает исследователей к многочисленным ситуациям и практикам, возникающим после распада империй. Постимперии давно являются объектом пристального внимания исследователей, что, однако, не привело к выработке адекватного категориального аппарата. С учетом этого, в статье понятие анализируется не путем формулировки строгой дефиниции, а путем определения основных направлений развития постимперий.

Материалы и методы. В теоретико-методологическом плане авторы опираются на герменевтический подход, который позволяет сочетать дескриптивные методики и анализ субъективных аспектов рассматриваемого явления. Также авторы обращаются к сравнительно-историческому методу для осмысления соотношения и взаимосвязи конкретных постимперских исторических ситуаций. Материалом исследования выступили, главным образом, европейские государства (в том числе, Турция), что обусловлено особенностями научного дискурса в сфере изучения постимперий. Также авторы привлекают опыт ЮАР и Венесуэлы, что в некоторой степени компенсирует исходный европоцентризм представленных в научной дискуссии обобщений.

Результаты исследования. В результате исследования выявлено, что постимперии могут развиваться тремя основными способами (траекториями). Первый подразумевает воспроизведение имперских практик государствами, которые уже не входят в состав или не являются империями. Важным элементом такого поведения является «миф империи», который легитимизирует некооперативное поведение такого государства. Вторая траектория постимперии заключается в возвращении к имперскому устройству. Несмотря на доминирующий в научном дискурсе оптимизм по поводу глобализации и окончательного ухода империй в прошлое, авторы отмечают, что для возрождения империй существует существенная политическая и социально-экономическая инфрастуктура. Наконец, третий путь развития постимперий – это транснационализация имперских практик. Данная траектория подразумевает сочетание потенциала негосударственных и квазигосударственных акторов мировой политики с устоявшимися имперскими практиками, в том числе, идеократическими. 

Обсуждение и заключение. Авторы пришли к выводу о множественности путей развития как основы понимания феномена постимперий. Дальнейшее внимание исследователей может быть сосредоточено на выявление неуказанных в статье постимперских траекторий – например, в рамках теорий демократического транзита.

97-102 70
Аннотация
Введение.Теория демократического транзита уверяет нас, что неизбежным (хотя необязательно в краткосрочной перспективе) результатом режимных трансформаций является переход к демократии. Однако одной из важнейших политических тенденций современности можно считать определенное усиление авторитарных элементов в политических режимах мира. Эта тенденция наблюдается далеко не везде, поэтому важно понять, как локальная специфика влияет на процессы демократизации. В статье рассматриваются режимные трансформации на примере стран Юго-Восточной Европы. 

Материалы и методы. Теоретико-методологической основой исследования стал неоинституциональный подход, который позволяет оценить взаимовлияние и переплетение формальных и неформальных «правил игры». Для анализа проблем становления демократии на Балканах авторы обращаются компаративному и историко-описательному методам. Данные методы позволяют представить качественный анализ данных статистики рассматриваемых стран, выявить структурные элементы режимных трансформаций.

Результаты исследования. Авторам удалось выделить несколько факторов, которые способствуют укреплению авторитарных режимных практик в странах Юго-Восточной Европы. Это девальвация парламентских институтов, политизация этничности, демографическое расслоение групп, являющихся ключевыми для долгосрочной стабильности политических режимов. Помимо внутренних препятствий демократизации режимов анализируемых стран, существуют и внешние факторы, такие как негативное влияние евроинтеграционных процессов, которые подразумевают приоритетность стабильности режимов, а не приоритетность их демократичности. Ситуация, когда процесс консолидации демократических режимов мешают внутренние и внешние факторы, не является чем-то исключительным, но и недооценивать значимость приведенных факторов закрепления авторитарных политических практик не следует.

Обсуждение и заключение. Выявленные факторы укрепления авторитаризма в странах Юго-Восточной Европы невозможно объяснить только с помощью теорий политических режимов, поскольку в процесс режимных трансформаций вовлечены внешние игроки. Выявление причин происходящего в анализируемых странах вероятно связано не только с режимными, но и с региональными постимперскими трансформациями. Именно постимперское 

наследие обуславливает в рассматриваемых странах политкультурность и полиэтничность, повышенную роль насилия в процессе идентификации, а также определенный запрос на «сильную руку».

103-115 65
Аннотация
Введение.Исследование проблемы поиска и легитимации нестандартных мер по сохранению советских воинских захоронений Второй мировой войны в европейских странах не теряет своей актуальности. Данная проблема вызвана исторической политикой, которую с недавнего времени стал проводить ряд европейских государств, в том числе с целью пересмотра отношения наций к местам памяти, символизирующим подвиги и победные события Красной Армии при освобождении Европы от немецко-фашистских захватчиков.

Материалы и методы. В ходе исследования использовались следующие методы: сравнительного анализа, системный метод, метод логического анализа, метод анализа документов, контент-анализ СМИ.

Результаты исследования. В качестве оптимальной меры, которая может объединить страны антигитлеровской коалиции, автором предлагается программа реконструкции победы СССР во Второй мировой войне. Программа включает в себя воссоздание основных фронтовых операций, форсирования рек, освобождения городов и сел, описание подвигов, за которые советские воины были удостоены звания Героя Советского Союза.

Обсуждение и заключение. Опираясь на вульгарную теорию «двух оккупаций» (фашистской и советской) и на специально созданные с целью политизации истории структуры (те же Институты национальной памяти Польши, Украины), нынешние правящие элиты ряда европейских государств под патронажем США стали преследовать  под знаменем антикоммунизма на своей территории памятники и монументы с символикой СССР. Как будто и не было прихода к власти в Германии в 30-х годах прошлого века замешанного на расизме, ксенофобии и шовинизме национал-социализма. Демонстрируется полное пренебрежение приговора Нюрнбергского трибунала 1945-1946 гг.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8420 (Print)
ISSN 2587-5736 (Online)